Средства обязательного медицинского страхования
Смотрите в этом материале:
Общие положения. Нормативная база
Тарифное соглашение субъекта РФ
Медицинская организация - как получатель средств ОМС
Порядок оплаты медицинской помощи, оказанной медиицинской организацией в рамках программы ОМС
Средства ОМС: общие положения, нормативная база
За счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) медицинской организации оплачиваются услуги по оказанию медицинской помощи застрахованным лицам при наступлении страхового случая в рамках программы ОМС (подп. 1) ст. 4 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 326-ФЗ).
Учитывая, что средства ОМС - это финансовое обеспечение государственных полномочий по организации оказания гражданам (они же застрахованные лица) бесплатной медицинской помощи, то эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
Учет таких средств медицинские организации обязаны вести обособленно, включая и учет расходов, осуществляемых за счет этих средств (п. 6 ст. 15 Закона N 326-ФЗ). В зависимости от типа организации в учете предусмотрено:
- для бюджетного или автономного учреждения - самостоятельный код финансового обеспечения КФО 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию" (абз. 33 п. 21 Инструкции N 157н);
- для казенного учреждения- в рамках КФО 1 "Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность)" с добавлением дополнительного аналитического признака, установленного учетной политикой учреждения (письмо Минфина России от 14.07.2014 N 02-06-10/34419, абз.4 п. 1 Инструкции N 157н);
- для частных медицинских организаций - с использованием дополнительного аналитического признака, установленного учетной политикой организации.
Основными нормативными актами, регулирующими права и обязанности медицинской организации по учету средств ОМС, являются:
Нормативный акт |
Что взять на заметку |
Акты, регулирующие общие правовые и организационные и экономические вопросы в области здравоохранения | |
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
- статья 2 - даны определения таким понятиям: медицинская помощь, медицинская услуга, диагностика, пациент, медицинская организация, качество медицинской помощи; - статья 38 содержит основные характеристики медицинского изделия; - статья 39 - что следует понимать под лечебным питанием; - статья 49 - определение медицинских отходов; - статья 10 устанавливает критерии доступности и качества медицинской помощи; - статьи 32, 33, 34, 35, 36, 36.1, 36.2, 40 - социальная, специализированная и высокотехнологическая, скорая, медицинская реабилитация и т.п.; - статья 46 - определяет виды медицинских осмотров; - глава 10 устанавливает правила формирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" |
Раздел V. Финансовое обеспечение Программы - определены общие правила для выбора источника покрытия затрат (бюджет или средства ОМС) по видам медицинской помощи и заболеваниям |
|
|
Акты, регулирующие правоотношения оказания услуг в рамках ОМС | |
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Статья 20 Права и обязанности медицинских организаций; Статья 35 Базовая программа обязательного медицинского страхования; Статья 36 Территориальная программа обязательного медицинского страхования; Статья 39 и статья 39.1 Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию |
Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" |
Глава IX Порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию - практическая пошаговая инструкция получения денежных средств медицинской организацией за оказанные услуги. Глава XII Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС - перечисление расходов, покрываемых за счет тарифа ОМС. Глава XII.I Методика расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи |
Письмо Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275 "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022-2024 годы" |
п. 4 Методические подходы к установлению нормативов объема и финансового обеспечения медицинской помощи с учетом региональных особенностей. В дальнейшем плановые объемы распределяются между медицинскими организациями и закрепляются в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС |
Приказ Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" |
Взаимодействие сторон при оказании медицинской помощи застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС. Конкретизация прав, обязанностей - ТФОМС, - страховой компании, - медицинской организации |
На уровне субъекта РФ: - нормативный документ, утверждающий Территориальную программу ОМС - Тарифное соглашение по ОМС на текущий год |
В Территориальной программе следует обращать внимание на: - финансовое обеспечение, т.е. какие медицинские услуги за счет какого источника (бюджет или ОМС) финансируются; - правила предоставления высокотехнологической помощи; - утвержденную структуру тарифа. В Тарифном соглашении: - еще раз уточняется структуру тарифа, т.к. информация может быть дополнена примерами конкретных ситуаций; - отдельные пункты или Приложения, определяющие нецелевое использование средств ОМС |
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" |
п.п. 4 и 5 документа указывают, что только оформленному должным образом (т.е. прикрепленному к поликлинике) гражданину РФ медицинская организация обязана оказывать первичную медико-санитарную помощь, расходы по которой допустимо оплачивать за счет средств ОМС |
|
|
Акты по проверкам деятельности медицинских организаций, работающих в системе ОМС | |
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Глава 9 Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию |
Приказ Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения" |
Разделы III, IV, V - правила проведения каждого вида контроля: МЭК, МЭЭ и экспертизы качества. Раздел IX Применение санкций к медицинской организации за нарушения, выявленные в ходе контроля. Раздел X Обжалование медицинской организацией заключения страховой медицинской организации по результатам контроля. |
Приказ Минздрава России от 26.03.2021 N 255н |
Раздел IV Организация контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями. Раздел V Проведение проверки медицинской организации |
|
|
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемая постановлением Правительства РФ;
- Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемая субъектами РФ;
- Территориальная программа ОМС, принимаемая каждым субъектом РФ;
- Тарифное соглашение в сфере ОМС, устанавливаемое в субъекте РФ.
Перечисленные документы обновляются ЕЖЕГОДНО!
Территориальные программы субъектов РФ имеют свои особенности.
Базовая программа ОМС
Базовая программа ОМС (ст. 35 Закона N 326-ФЗ) - это гарантия государства по предоставлению бесплатной медицинской помощи любому застрахованному гражданину РФ. Она едина на всей территории РФ.
Базовая программа ОМС ежегодно определяется Правительством РФ, в т.ч. основные положения:
- виды оказываемой медицинской помощи (первичная медико-санитарная, скорая, специализированная, профилактические мероприятия...), также могут уточняться и методы лечения,
- распределение видов высокотехнологичной медицинской помощи между источниками финансового обеспечения: ОМС или бюджет;
- заболевания и состояния застрахованного лица, при которых оказывается помощь;
- прядок установления тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
- норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования;
- уточняется структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, установленная статьей 35 Закона N 326-ФЗ.
Медицинские организации, работающие в рамках базовой программы ОМС:
- федеральные учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь любому застрахованному гражданину РФ в соответствии с установленными годовыми объемами;
- медицинские учреждения системы здравоохранения субъекта РФ, оказывающие медицинскую помощь застрахованным иногородним гражданам.
Базовая программа ОМС, как составная часть государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
- на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505, раздел IV;
- на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299, раздел IV;
- на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610, раздел IV.
Что входит в базовую программу ОМС - распределение программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, оказываемой застрахованным гражданам РФ.
Вид медицинской помощи |
Базовая программа ОМС на текущий год |
Справочно! предоставляется за счет средств бюджета |
1. Медицинская помощь, в т.ч.. | ||
- Первичная медико-санитарная помощь; - Специализированная медицинская помощь. - Скорая медицинская помощь. |
Заболевания и состояния, перечисленные в п.6 ст. 35 Закона N 326-ФЗ: - болезни эндокринной, нервной, кровообращения и мочеполовой систем; костно-мышечной системы и соединительной ткани; - новообразования; - расстройства питания и нарушения обмена веществ; - болезни крови и кроветворных органов; - отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; - болезни глаза и его придаточного аппарата; - болезни уха и сосцевидного отростка; - болезни органов дыхания, пищеварения; - болезни кожи и подкожной клетчатки; - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; - и т.д. |
1. Социально-значимые заболевания: - психические расстройства и расстройства поведения; - наркология и употребление психоактивных веществ, - инфекционные и паразитные болезни, передаваемые половым путем,туберкулез, ВИЧ. 2. Медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки). 3. Консультации врача-психиатра и врача-фтизиатра, в т.ч. и по заболеваниям, включенных в программу ОМС (т.е. перечисленные в п.6 ст. 35 Закона N 326-ФЗ). 4. Консультации врача-психотерапевта членам семьи пациента после его смерти в случае их обращения в медицинскую организацию. |
Оказание медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями |
Осуществляемая в медицинских организациях: - амбулаторно, - стационарно, - в условиях дневного стационара |
Лечение граждан РФ за пределами территории РФ, направленных в порядке, установленном Минздравом России (бюджетные ассигнования федерального бюджета) |
Высокотехнологичная медицинская помощь |
Виды помощи, включенные в программу ОМС и оказываемые в связи с заболеванием или состоянием, определенным программой ОМС, - раздел I Приложения 1 постановления Правительства РФ N 2505. |
Виды помощи, НЕ включенные в программу ОМС, но оказываемые в связи с заболеванием или состоянием, определенным программой ОМС, - раздел II Приложения 1 постановления Правительства РФ N 2505. |
Стоматологические услуги |
1. Терапия и пародонтология. 2. Хирургия. 3. Ортодонтическое лечение детей (исправление прикуса). |
Зубное протезирование отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ. |
Обеспечение лекарственными препаратами |
Осуществляемая в мед. организациях при заболеваниях и состояниях, включенных в программу ОМС: - амбулаторно, - стационарно, - в условиях дневного стационара |
1. При социально-значимых заболеваниях и состояниях: психиатрия; наркология; туберкулез; ВИЧ; инфекции, передаваемые половым путем . 2. При определенных диагнозах: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарным нанизм, болезнь Гоше, злокачественное новообразование лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов, апластическая анемией неуточненная, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра). 3. После трансплантации органов и (или) тканей. 4. Обеспечение лекарственными препаратами , отпускаемых в соответствии с законодательством РФ по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. |
Паллиативная медицинская помощь |
|
1. Оказываемая непосредственно пациенту: - амбулаторно, в том числе на дому; - выездными патронажными бригадами; - в дневном стационаре; - стационарно, включая койки паллиативной меди. помощи и койки сестринского ухода. 2. Консультации врачами-психотерапевтами членов семьи пациента, получающего паллиативную помощь, в случае их обращения в медицинскую организацию. |
2.Профилактическая помощь, в т.ч. | ||
Медицинские осмотры и диспансеризация, проводимые по инициативе застрахованного лица |
1. Определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 27.04.2021 N 404н). 2. Несовершеннолетние граждане в связи с занятиями физической культурой и спортом. 3. Углубленная диспансеризация (COVID 19). |
1. Мероприятия, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок. 2. Медицинские осмотры обучающихся (среднего, профессионального и высшего образования) в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. 3. Диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. |
Медицинские осмотры беременных и новорожденных |
Аудиологический скрининг. |
1. Перинатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин. 2. Неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний. |
Проведение гражданам (застрахованным лицам) для освидетельствования военно-врачебной комиссией*(1) медицинских обследований и медицинской помощи при: - постановке на воинский учет; - призыве/поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, - поступлении в военно- учебные заведения; - призыве на военные сборы; - направлении на альтернативную гражданскую службу. |
1. По видам исследований, включенных в программу ОМС. 2. Медицинская помощь, необходимая для постановки (подтверждения) диагноза по заболеваниям, включенным в программу ОМС. |
Проведение мед. обследования и обязательных диагностических исследований, необходимых военно-врачебной комиссии, финансирование которых, согласно программы госгарантий на текущий год, осуществляется за счет средств бюджета (например, заключения нарколога, фтизиатра и т.п.). |
Профилактические мероприятия |
Для выявления болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний. |
|
Реабилитация |
Осуществляемая в медицинских организациях: - амбулаторно, - стационарно, - в условиях дневного стационара. |
Санаторно-курортное лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ. |
______________________________
*(1) Категория лиц, подлежащих освидетельствованию, перечень возможных обследований, осуществляемых в учреждениях здравоохранения, правила направления граждан (застрахованных лиц) за медицинской помощью в учреждения здравоохранения смотрите в постановлении Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
Территориальные программы ОМС
Территориальная программа ОМС (ст. 36 Закона N 326-ФЗ) - это гарантии субъекта РФ по предоставлению бесплатной медицинской помощи застрахованному на территории субъекта РФ гражданину. Территориальная программа в зависимости от финансовых возможностей и особенностей региона (климатических, географических, социальных, уровня развития промышленности и транспортной доступности и т.п.) может иметь более углубленный и расширенный формат оказываемой медицинской помощи. Но любая Территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС (п. 1 ст. 36 Закона N 326-ФЗ), поэтому по объему оказываемых услуг, финансовому нормативу покрытия затрат, установленным тарифам не может быть "хуже", чем базовая программа.
Территориальная программа принимается как самостоятельный закон или постановление Правительства субъекта РФ (например, Закон Волгоградской области от 28.12.2021 N 129-ОД, постановление Правительства Ставропольского края от 30.12.2021 N 713-п), или в рамках принятия Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории соответствующего субъекта РФ (например, раздел IV постановление Правительства Республики Бурятия от 30.12.2021 N 794).
Медицинские организации, работающие в рамках Территориальной программы ОМС:
- медицинские учреждения системы здравоохранения субъекта РФ, оказывающие медицинскую помощь гражданам, застрахованным на этой территории;
- федеральные учреждения здравоохранения, расположенные на территории субъекта, которым субъектом определены объемы медицинской помощи, оказываемые только гражданам, застрахованным на этой территории;
- частные медицинские организации.
Территориальная программа ОМС - составная часть программы гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории этого субъекта РФ и, как правило, определена в разделе IV соответствующего нормативного акта.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по каждому субъекту РФ педставлена в нашем справочнике.
Тарифное соглашение субъекта РФ
Тарифное соглашение субъекта РФ - это ежегодный документ субъекта РФ, регламентирующий основные правила исполнения Территориальной программы ОМС:
- перечень и объемы медицинских услуг, оказываемых по страховым случаям,
- размер и структуру произведенных медорганизацией затрат, подлежащих компенсации за счет средств ОМС,
- ответственность медицинской организации за неисполнение своих обязанностей по выполнению объемов, сроков, качества и условий предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи населению по системе ОМС.
Какие наиболее важные экономические нормы включены в Тарифное соглашение?
Во-первых, практически все субъекты РФ определили, что тариф на оплату медицинской помощи в системе ОМС - это денежная сумма, определяющая размер возмещения и состав компенсируемых расходов медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС. Следовательно, уже на стадии планирования расходы, которые будут покрываться за счет средств ОМС, т.е. по КФО 7, должны соответствовать следующим условиям:
- быть направленными на оказание медицинских услуг по Территориальной программе;
- быть поименованными в структуре тарифа.
Любое же отвлечение средств ОМС (в денежной или натуральной форме) может рассматриваться контролирующими органами как нецелевое использование, даже если впоследствии эти средства будут восстановлены.
Обратите внимание, что такой позиции придерживаются и суды. Например, Арбитражный суд Краснодарского края в решении от 02.07.2021 по делу N А32-12837/2021 указал, что временное отвлечение средств ОМС на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок их использования, а к таким документам следует относить и Тарифное соглашение, нарушает принцип целевого назначения этих средств.
Во-вторых, структура тарифа определена в строгом соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании и Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС. Большинство Тарифных соглашений содержат даже прямые ссылки на упомянутые нормативные документы. Это обстоятельство указывает, что перечень допустимых затрат, покрываемых за счет средств ОМС по любой программе - базовой или территориальной - соответствует установленным на федеральном уровне нормам и отражает единый подход к определению расходов в системе ОМС.
Для специалистов финансово-экономических отделов медучреждений такая "стандартизация" расходов очень удобна, так как позволяет пользоваться разъяснениями не только ФФОМС или своего ТФОМС, но и применять рекомендации ТФОМС других субъектов РФ. Такой подход однозначно расширяет спектр прокомментированных вопросов и, как следствие, уменьшает риск осуществить нецелевой расход.
На 2022 год и плановые 2023 и 2024 года структура тарифа может быть дополнена:
- расходами "на приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования" (в соответствии с нормой базовой программы ОМС по постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 346);
- снятием ограничения в 100 000 руб. при закупке основных средств за счет возмещения, полученного за оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
В-третьих, в некоторых Тарифных соглашениях встречается детализация нецелевых расходов. На наш взгляд, это связано не с особенностью формирования расходов в конкретном субъекте РФ, а с решением сторон, принявших Тарифное соглашение, исключить наиболее часто повторяющиеся ошибки в деятельности медицинских организаций, оказывающих услуги по программе ОМС.
Перечень нецелевых расходов по ОМС (Тарифные соглашения 2022 года) |
Какие регионы предусмотрели |
Содержание структурных подразделений и служб, финансируемых за счет средств бюджетов |
Омская, Смоленская, Новгородская, Липецкая, Курганская области |
Расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов | |
Оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС | |
Содержание имущества, сдаваемого в аренду и/или используемого в коммерческой деятельности |
Республики Крым и Адыгея, Приморский край |
Проведение капитального ремонта НФА, в том числе зданий / сооружений, оборудования, автомобилей Приобретение материалов для проведения капремонта Оплата труда работников, задействованных в проведении капремонта Составление и экспертиза проектно-сметной документации |
|
Услуги и работы для целей капитальных вложений | |
Приобретение матзапасов: - строительных материалов и других расходных материалов, - запасных и/или составных частей для проведения капитального ремонта, - строительства, модернизации и реконструкции объектов НФА, - для проведения научно-исследовательских работ |
|
Приобретение иммунобиологических препаратов для вакцинации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
Республики Крым, Адыгея, Дагестан и Тыва, Приморский край, Новгородская область |
Оплата получения высшего и/или средне-специального образования, обучение в ординатуре, интернатуре |
Республики Крым и Тыва, Приморский край |
Оплата дежурств бригад скорой медицинской помощи при проведении массовых мероприятий (спортивных, культурных и других) |
Республики Адыгея и Мордовия, Калужская область |
Проведение медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, занимающихся спортом и выступающих на соревнованиях в составе сборных команд, оценка уровня их физического развития, выявление состояний и заболеваний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом |
|
Расходы на оплату труда медработников, участвующих в медицинском освидетельствовании в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе
Такие расходы оказываются на договорной основе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе |
|
Дополнительные социальные гарантии, не предусмотренные законодательством РФ, не являющиеся вознаграждением за труд, так как не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы: |
|
Материальная помощь в связи со смертью близкого родственника | |
Материальная помощь в связи с трудным финансовым положением | |
Материальная помощь в связи с рождением детей | |
Доплаты к заработной плате, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных образований сверх доплат, утвержденных на уровне субъекта РФ |
|
|
|
Медицинская организация - как получатель средств ОМС
Медицинская организация, оказывающая услуги в сфере ОМС, должна:
- иметь соответствующую лицензию на ведение медицинской деятельности;
- быть включена в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС;
- заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договор на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС;
- вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС.
(см. требования к медицинской организации, определенные статьей 15 Закона N 326-ФЗ).
Медицинское учреждение имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь (медицинские услуги) по системе ОМС (подп. 1 п.1 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).
Размер получаемых учреждением средств в рамках программ ОМС (Базовой или Территориальной), определяется:
- тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС;
- объемами оказанной медицинской помощи;
- результатами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются (ст. 30 Закона N 326-ФЗ):
- в соответствии с разделом XII Правил N 108н;
- Тарифным соглашением субъекта РФ;
- Правительством РФ в составе базовой программы ОМС по специализированной медицинской помощи, в том числе ВМП, оказываемой медицинскими учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (на 2022 год см. раздел 1 приложения N 1 Программы госгарантий бесплатной медицинской помощи, утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505).
В зависимости от оказанной медицинской помощи различают следующие тарифы:
Вид тарифа |
Медицинская помощь, для которой установлен тариф, как правило*(1) |
1. Амбулаторная помощь | |
- подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц, в т.ч. с учетом установленных показателей результативности деятельности медицинского учреждения |
в рамках медицинского обслуживание получения первичной медико-санитарной помощи застрахованным лицом, прикрепленным к медицинскому учреждению Исключение: диагностические (лабораторных) исследования КТ, МРТ, УЗИ сердечно сосудистой системы, эндоскопические, молекулярно-генетических исследований и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также углубленная диспансеризация. |
- за единицу объема медицинской помощи (медицинскую услугу, посещение, обращение (законченный случай) |
- при оплате медицинской помощи, оказанной иногородним застрахованным лицам; - в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц; - при оплате диагностических (лабораторных) исследований, исключенных из подушевого норматива (КТ, МРТ, УЗИ...), - при оплате углубленной диспансеризации; - медицинская помощь, оказанная застрахованному лицу по направлению, выданному иной медицинской организацией, и источником финансового обеспечения которой являются средства подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, получаемые иной медицинской организацией. |
- норматив финансирования структурного подразделения медицинской организации |
помощь, оказываемая фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами. |
- В стационарных условиях, в т.ч. в условиях дневного стационара | |
- за законченный случай лечения заболевания |
основной применяемый тариф |
- за прерванный случай оказания медицинской помощи при заболевании, состоянии |
1) случаи прерывания лечения по медицинским показаниям; 2) при переводе пациента из одного отделения медицинского учреждения в другое; 3) изменение условий оказания медицинской помощи, например перевод в дневной стационар и наоборот; 4) перевода пациента в другую медицинскую организацию; 5) при преждевременной выписке пациента в случае его письменного отказа от дальнейшего лечения; 6) случаи лечения, закончившиеся летальным исходом; 7) законченные случаи лечения длительностью 3 дня и менее, и иное, установленное Тарифным соглашением субъекта РФ. |
- Скорой медицинской помощи вне медицинской организации | |
- по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи |
- подушевой норматив перечисляется на одно застрахованное лицо, обслуживаемое медицинским учреждением при оказании скорой медицинской помощи; - оплата за вызов осуществляется по иногородним, или в случае отсутствия прикрепленного населения. |
_________________________________
*(1) Учитывая, что Тарифные соглашения субъектов РФ могут иметь свои особенности, то более детальную информацию, а также установленные тарифы, рекомендуем смотреть в соответствующем Тарифном соглашении.
Тариф на оплату медицинской помощи в системе ОМС - это денежная сумма, определяющая размер возмещения и состав компенсируемых расходов медицинским организациям за оказание медицинской помощи, в частности в рамках Территориальной программы ОМС.
(см. Тарифные соглашения субъектов РФ)
Предельный размер годовых объемов медицинской помощи, который будет оплачен учреждению за счет средств ОМС, устанавливается:
- в рамках Территориальной программы каждому медицинскому учреждению Комиссией по разработке территориальной программы ОМС (п. 10 ст. 36 Закона N 326-ФЗ, подп. 3 п. 4 приложения 1 к Порядку N 108н) и фиксируется в приложении 1 к договору на оказание и оплату медицинской помощи ОМС, заключаемого с медицинским учреждением (Типовая форма договора утверждена приказом Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н);
- по специализированной медицинской помощи, в том числе ВМП, оказываемой медицинскими учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти в рамках Базовой программы ОМС - Минздравом России (п. 3 Правил распределения объемов медицинской помощи..., утв. постановлением Правительства РФ от 29.04.2021 N 682).
С 01.01.2021 года законодательно закреплена норма оказания медицинским учреждением помощи застрахованным по ОМС лицам в пределах распределенных объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (см. подп. 1 п. 2 ст. 39 и п. 2 ст. 39.1 Закона N 326-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2020. N 430-ФЗ).
Для Территориальной программы пунктом 143 Правил N 108н также определено, что оплата за счет средств ОМС подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Судебная практика 2021 - 2022 годов все чаще указывает на необоснованность оплаты медицинской организации оказанной помощи сверх установленных Договором объемов (например, постановление Четырнадцатого ААС от 12.07.2022 N 14АП-4329/22).
В определениях Верховного Суда от 17.01.2022 N 305-ЭС21-25938 и от 24.02.2022 N 305-ЭС21-29578 отмечено, что страховые медицинские организации не имеют право производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии по разработке ТП ОМС, а медицинской организации - требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется (п. 10 Порядка проведения контроля предоставления медицинской помощи по ОМС):
- по специализированной медицинской помощи, в том числе ВМП, оказываемой медицинскими учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти в рамках Базовой программы ОМС - ФФОМС;
- в рамках Территориальной программы - ТФОМС.
В рамках проводимого контроля оценивается корректность и обоснованность представленной медучреждением информации об оказанных услугах по программе ОМС.
Выявленные в ходе контроля нарушения отражаются в заключениях о результатах медико-экономического контроля (МЭК), медико-экономической экспертизы (МЭЭ), экспертизы качества медицинской помощи. На основании оформленных заключений утверждаются:
- объемы оказанной помощи,
- сумма к оплате медучреждению за оказанные услуги по программе ОМС;
- суммы неоплаты и (или) уменьшения оплаты оказанной медицинской помощи в связи с выявленными нарушениями;
- суммы выставленных штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Поступление средств ОМС в федеральных учреждениях здравоохранения учитываются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами ОМС (код лицевого счета - 22), открытых в территориальных органах Казначейства России (п. 8.2 Порядка, утв. приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н). На региональном и местном уровне порядок открытия и ведения лицевых счетов учреждениями здравоохранения для учета операций со средствами ОМС устанавливает финансовый орган РФ (муниципального образования) (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).
Порядок оплаты медицинской помощи, оказанной медиицинской организацией в рамках программы ОМС
Оплата медицинской помощи, оказанной медицинской организацией, в рамках ОМС осуществляется:
Получатель - медицинское организация, предоставившая медицинские услуги |
Плательщик - организация, исполняющая обязанность по оплате принятых медицинских услуг |
Нормативный акт, в рамках которого осуществляется оплата |
- федеральное учреждение здравоохранения, оказывающее специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь |
ФФОМС |
Договор на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС: - статья 39.1 Закона N 326-ФЗ; - приказ Минздрава России от 29.12.2020 N 1396н "Об утверждении формы типового договора..." Справочно! Договор заключается в форме электронного документа и подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями. |
- медицинское учреждение системы здравоохранения субъекта РФ, оказывающее помощь застрахованным иногородним гражданам РФ |
ТФОМС |
- Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2020. N 1417н; - Порядок осуществления расчетов установлен разделом X Порядка N 108н |
- медицинское учреждение системы здравоохранения, оказывающее услуги в рамках Территориальной программы ОМС; - частные медицинские организации оказывающее услуги в рамках Территориальной программы ОМС |
страховая компания (СК) за счет средств, полученных от ТФОМС |
- Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2020. N 1417н; - Порядок осуществления расчетов установлен разделом IX Порядка N 108н |
Схема ежемесячной оплаты медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС выглядит следующим образом:
Медицинские учреждения по уровням предоставления медицинской помощи | ||
федеральное учреждение здравоохранения, оказывающее специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь |
медицинское учреждение системы здравоохранения субъекта РФ, оказывающее помощь застрахованным иногородним гражданам РФ |
медицинское учреждение системы здравоохранения или частная медицинская организация, оказывающие услуги в рамках Территориальной программы ОМС |
Этап 1 - Авансирование | ||
1) Медицинское учреждение составляет заявку в ФФОМС (не позднее пятого рабочего дня текущего месяца). 2) ФФОМС перечисляет средства. |
не предусмотрено |
1) Медицинская организация составляет заявку в страховую компанию (СК) (не позднее второго рабочего дня текущего месяца). 2) СК перечисляет средства. |
Этап 2 - Проверка (контроль) оказанной медицинской помощи | ||
1) Медицинское учреждение направляет в ФФОМС счет на оплату медицинской помощи и реестр счета (не позднее пятого рабочего дня месяца, след. за месяцем оказания мед.помощи застрахованному лицу). 2) ФФОМС по результатам проведенного контроля согласовывает объемы и сумму оказанной медицинской помощи. 3) ФФОМС, в случае необходимости применения штрафных мер по результатам контроля, исчисляет и доводит суммы до учреждения. |
1) Медицинское учреждение направляет в ТФОМС по месту оказания мед.помощи счет на оплату медицинской помощи и реестр счета по иногородним застрахованным (не позднее пяти рабочих дней месяца, след. за месяцем завершения оказания мед.помощи). 2) ТФОМС по месту оказания мед.помощи (в течение 10 рабочих дней со дня представления счета и реестра) проводит контроль предоставленной информации и направляет ее в ТФОМС по месту страхования и в медицинское учреждение. 3) Согласование между ТФОМС участниками (Территориальными фондами и медицинским учреждением) объемов и суммы оказанной медицинской помощи |
1) Медицинская организация направляет в ТФОМС (не позднее пятого рабочего дня месяца, след. за отчетным месяцем): а) при оплате по подушевому нормативу - реестр счета; б) в иных случаях (оплата за единицу объема или законченный/прерванный случай) - счет на оплату медицинской помощи и реестр счета. 2) ТФОМС по месту оказания мед.помощи (в течение 10 рабочих дней со дня представления счета и (или) реестра) проводит контроль предоставленной информации. 3) ТФОМС и медицинская организация согласовывают объемы и сумму оказанной медицинской помощи. 4) ТФОМС, в случае необходимости применения штрафных мер по результатам контроля, исчисляет и доводит суммы до организации. 5) Результаты контроля ТФОМС направляет в СК, осуществляющую расчеты с мед.организацией |
Этап 3 - Расчет за оказанные услуги | ||
ФФОМС осуществляет итоговые расчеты с мед.учреждением |
1) ТФОМС по месту оказания мед.помощи осуществляет расчеты с мед.учреждением. 2) ТФОМС по месту страхования возмещает ТФОМС по месту оказания мед.помощи расходы. |
Страховая компания на основании полученных данных от ТФОМС осуществляет итоговые расчеты с мед.организацией |
Этап 4 - Сверка расчетов | ||
Мед.учреждение и ФФОМС ежемесячно в течение 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным, проводят сверку расчетов по состоянию на 1 число месяца, след. за отчетным периодом, и составляют Акт |
Мед.учреждение и ТФОМС по месту оказания мед.помощи ежемесячно проводят сверку расчетов и составляют Акт (сведения, включаемые в документ, определены п. 179 Порядка N 108н) |
Мед.организация и страховая компания ежемесячно проводят сверку расчетов и составляют Акт (сведения, включаемые в документ, определены п. 162 Порядка N 108н). |
Примерные образцы заявки на авансирование медицинской помощи и реестра счетов на оплату медицинской помощи приведены в приложениях NN 9, 12 к Методическим указаниям по представлению информации в сфере ОМС, доведенных письмом ФФОМС от 30.12.2011 N 9161/30-1/И (далее - Методические указания по представлению информации в сфере ОМС).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.